Что такое краудфандинг: основные краудфандинговые платформы

что такое краудфандингЧто такое краудфандинг? Это модное слово обозначает инвестирование денег общества в реализацию определенного проекта. Необходимость возникновения краудфандинга обусловлено сложностью для людей, не имеющих стартовый капитал, реализовать свои идеи.

Ведь не секрет, что банки неохотно кредитуют предпринимателей или юридических лиц, которые недавно начали свою деятельность и еще не проработали определенный период (как правило, 1-2 года). Но и это еще не все, чтобы оформить кредит нужно за этот очень короткий срок достичь таких хороших финансовых показателей, которые бы полностью соответствовали требованиям банка к платежеспособности потенциального заемщика. А это уже на грани фантастики.

Что такое краудфандинг

Краудфандинг позволяет стартаперам найти единомышленников, которые могут финансово поддержать их идею. Кроме как для бизнеса, деньги могут собираться для закупки продовольствия или одежды для нуждающихся, с целью выпуска альбома любимой группы, для поддержки культурных памятников и т.п. Но основной же акцент делается на реализации коммерческих проектов, которые сулят выгоду их участникам, в особенности организаторам сбора средств.

Люди, которые хотят найти инвесторов для реализации своего проекта, размещают его описание на специальных платформах в интернете, где также указывают минимальную сумму, которую им необходимо собрать. После чего им остается ждать привлечет их идея кого-либо или нет. Сбор средств длиться определенное время. Для благотворительных проектов часовое ограничение может отсутствовать.

Разновидности краудфандинга

На сегодняшний день различают следующие виды краудфандинга:

  • Благотворительное финансирование — это относиться к проектам, с помощью которых собирают деньги для реализации социальных, экологических идей. Участники инвестируют свои средства без каких-либо финансовых обязательств к организатору сбора.

Яркими примерами благотворительного финансирования является строительство мусороперерабатывающих заводов, создание рабочих мест для безработных, борьба с бедностью и т.п. Примеры, подобных платформ: Kiva, GoFundme, отечественные аналоги — Добро Mail.ru, Помоги.Орг.

  • В последнее время набирает популярность Peer-to-Peer кредитование. Суть его сводиться к тому, что инвесторы перечисляют средства организатору сбора с условием их возвращения через определенный срок и с обязательной уплатой процента, что-то наподобие стандартного банковского кредита.

Однако размер процентной ставки по Peer-to-Peer кредитованию ниже, чем в банках, что и привлекает людей в Peer-to-Peer биржи. Примеры платформ LendingClub, Prosper.

  • Финансирование за вознаграждение — один из самых распространенных видов краудфандинга, где каждый участник, который инвестировал в проект определенную сумму, претендует на вознаграждение.

Например, он может первым получить товар или услугу, в производство которой вложил деньги. Однако стоит учесть, что в разных платформах действуют свои правила. Так Boomstarter, Fund4Start перечисляют деньги организатору, если размер инвестиций достиг ранее указанного уровня, необходимого для запуска проекта. В противном случае деньги возвращаются назад.

Краудфандинг-платформа Planeta.ru работает по другому принципу. Здесь все деньги независимо хватит их или нет для запуска проекта, отправляются организатору. Именно на последнего возлагается вся ответственность за дальнейшее вознаграждение инвесторов.

Есть также платформы, где сами инвесторы определяют стоимость продукта или услуги. Делая его покупку они, таким образом, финансируют его создание. Пример платформы Kroogi.com (первая в России краудфандинговая платформа).

Самыми известными международными платформами, которые работают в сегменте краудфандинга за вознаграждение, являются Kickstarter и Indiegogo.

  • Передача доли в бизнесе — этот вид краудфандинга еще называется краудинвестинг и предусматривает оформление части бизнеса на тех людей или организаций, которые инвестировали деньги в развитие проекта — WeShare. Примеры таких платформ в России: StartTrack, MYPIO.

Самые известные международные краудфандинговые платформы

Kickstarter

Лидером по популярности в мире среди краудфандинговых платформ является Kickstarter. Именно с ее помощью мечтает насобирать деньги практически каждый старттапер. На сегодняшний день сборы на Kickstarter уже перевалили 3 млрд. долларов и продолжают расти, а количество успешно реализованных проектов уже достигло 128 тысяч.

На этой платформе финансируются самые разнообразные проекты, от благотворительности до создания технических устройств. Однако как показывает статистика, наибольшее количество средств на Kickstarter удалось собрать разработчикам игр и дизайнерам.

Например, на реализацию проекта Pebble – это гаджет, который выполняет не только функции наручных часов, но и может синхронизироваться с мобильным телефоном и выполняет некоторые его функции, удалось собрать 10 266 845 долларов.

Принцип работы платформы Kickstarter достаточно прост — организатор размещает полное описание своего проекта, а также указывает какую сумму ему необходимо собрать и за какое время. Если за указанный период спонсоры не профинансировали стартап на нужную сумму, все средства отправляются назад.

За посреднические услуги Kickstarter удерживает 5% от инвестиций, а платежная система через которую работает платформа (Amazon Payments) удерживает еще 3-5%. Кстати, платформа Kickstarter не оформляет на себя права собственности на проекты, реализованные с ее помощью.

Indiegogo

Еще одной популярной платформой по сбору средств для реализации проектов является Indiegogo. Здесь больше внимание акцентируется на воплощении в жизнь творческих идей. Принцип работы Indiegogo – деньги сразу же перечисляются организатору, независимо от того насобирал он нужную сумму или нет.

Сбор средств осуществляется через PayPal. Платформа удерживает 4% комиссии с организаторов, которые смогли собрать необходимый уровень денег. Если же объем средств недостаточный, то организатор вправе бесплатно вернуть все деньги спонсорам или же оставить себе но заплатив при этом 9% комиссии.

Российские краудфандинговые платформы

Среди отечественных площадок для совместного финансирования самыми популярными являются Planeta.ru и Boomstarter.

Planeta.ru

Planeta.ru со дня своего основания помогла привлечь 679,7 млн. рублей финансирования для более 2 000 проектов. Платформа специализируется на сборе средств для творческих целей.

Например, с помощью Planeta.ru было собрано 1 262,0 тыс. рублей на издание нового альбома группы Би-2 «Spirit», на новый тур и альбом группы «Пикник» спонсоры перечислили 1 140,0 тыс. рублей, на телеспектакль «Петрушка» —  5 865,8 тыс. рублей и т.д.

Плата за услуги площадки составляет 15% с проектов, которые смогли собрать больше половины необходимых средств и 10% с тех, кто получил финансирование в достаточной степени. Если проект благотворительный, тогда плата составляет 5,9%.

Boomstarter

С помощью платформы Boomstarter было реализовано 1 518 проектов на общую сумму 320 млн. рублей. Специализируется площадка на финансировании технических, игровых и дизайнерских проектов. Однако здесь также можно встретить и сборы денег на творческие и благотворительные цели.

Принцип работы Boomstarter такой же, как и его международного прототипа Kickstarter. Чтобы найти спонсоров организатору необходимо разместить описание проекта на площадке, указать минимальный объем денег, который нужен для его запуска и установить срок для сбора. Если в течение определенного времени необходимая сумма средств не соберется, тогда все что перечислено, отправляется назад инвесторам.

Плата за размещение составляет 5 тыс. рублей, если проект был успешным, плюс 3,5% забирает себе платежная система. Кроме этого платежными системами удерживается 13% НДФЛ. Стоит также отметить, что платформа не претендует на собственность проекта.

День краудфандинга

Дата рождения краудфандинга в России празднуется 7 июня. Именно в этот день 2012 года в нашей стране была создана одна из первых площадок финансирования — Planeta.ru. Впервые же 7 июня отметили в профессиональных кругах только через три года, в 2015 году.

Краудфандинг

Так что такое краудфандинг? Очевидно, что этот способ привлечения инвестиций еще только набирает популярность среди россиян. Большинство людей даже не знают о такой возможности получить деньги для воплощения своих идей.

Как отмечают участники успешных проектов, среди большинства соотечественников подобные площадки ассоциируются с благотворительностью или пожертвованием, что не способствует размещению там реальных и привлекательных бизнес-проектов. И в результате, мало потенциальных инвесторов интересуется подобными платформами.

Александр Бабин

Оцените статью:
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий