Чарджбэк (в переводе с английского chargeback – возврат платежа) – это процесс оспаривания банком операции по карте, которая была произведена держателем. Зачастую инициатором проведения такой процедуры выступает держатель карты, но иногда им становится и банк. К примеру, если платеж прошел по несуществующей карте.
Когда можно требовать чарджбэк
По правилам международных систем, клиент банка может потребовать чарджбэк в следующих случаях:
- средства были дважды списаны с карты;
- продавец не осуществил рефанд или отказался принять товар обратно;
- сумма операции отличается от стоимости покупки;
- со счета карты были списаны средства, однако покупатель товар или услугу не получил;
- покупатель получил товар или услугу, но оплатил ее другим способом;
- покупатель остался не удовлетворен товаром или услугой;
- со счета карты были списаны средства за покупку товара или услуги, которую держатель карты не совершал.
Чарджбэк могут потребовать все держатели карт платежных систем Visa или MasterCard.
В том случае, когда причиной списания денег с карты стал кардинг (скимминг или фишинг), обратиться в банк необходимо в течение одного рабочего дня. Такой срок является законодательно утвержденным, в противном случае, банк не обязан возвращать денежные средства.
Единственное исключение – у держателя карты подключена услуга оповещения, однако уведомление о снятии наличных получено не было. В таком случае, банк обязан компенсировать украденные средства.
Как происходит процедура чарджбэка
Чтобы вернуть средства, держатель карты должен обратиться в банк и написать заявление, в котором он указывает причину, почему он считает, что операция мошенническая или недействительная.
В заявлении должен быть номер карты, реквизиты, дата и сумма операции, а также любая другая информация, которая повлияет на решение. Затем банк проводит расследование, и если держатель прав, то он списывает сумму платежа с торговой точки и возвращает ее плательщику.
В законе срок возврата средств не прописан. В том случае, когда денежные средства списываются с торговой точки, проблема обычно решается за 1-2 месяца.
Если чарджбэк происходит из-за мошенничества, то возврат денег возможен в течение полугода, причем банк может повторно задержать деньги, если при рассмотрении претензии была выявлена вина клиента. Зачастую банк может выдвинуть претензию в небрежном хранении реквизитов или их передаче другой стороне.
Чарджбэк при покупках в интернет-магазинах
В том случае, когда покупка была совершена через интернет-магазин и покупатель хочет совершить чарджбэк, он также должен обратиться в банк.
Помимо обычной информации, указываемой в заявлении, держатель карты может приложить распечатку описания товара (необходимо указывать URL страницы), страницу с отслеживанием доставки, переписку с продавцом, почтовые чеки и квитанции и так далее. В случае положительного решения средства будут возвращены на карту.
Когда покупка была совершена с помощью Paypal, покупатель обращается в банк, чтобы оспорить платеж, проведенный в Paypal.
Далее банк передает претензию Paypal и тот открывает «дело о возвратном платеже». На протяжении 10 дней продавец должен ответить на претензию и предоставить подтверждение, что товар был отправлен, а также какую-либо информацию для опротестования возврата платежа. Затем выносится решение, и дело закрывается.
Таким образом, чарджбэк – это возможность вернуть денежные средства, оплаченные картой Visa или MasterCard, в том случае, когда товар или услуга не соответствуют качеству или они были не получены, а также когда средства были украдены мошенниками.