Банк заблокировал счет по 115-ФЗ: что делать

Что делать, если банк заблокировал счет по 115-ФЗ, отказался проводить платеж и расторг договор. Какие шаги предпринять предпринимателю или компании. Можно ли и как жаловаться в Центробанк и что надо сделать, прежде чем отправлять жалобу.

115-ФЗ

На основании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», его часто называют законом о ПОД/ФТ или просто 115-ФЗ, банки обязаны проверять операции клиента.

Существует перечень операций, подлежащих обязательному контролю, например, любые операции с наличными в сумме 600 тыс. руб. и более. Банки должны запрашивать пояснения о целях совершения таких операций и источнике происхождения денежных средств. Сведения обо всех таких операциях банки должны направлять в Росфинмониторинг.

Кроме обязательного контроля, банки должны выявлять операции с признаками сомнительных сделок. Данный контроль может проводиться по любой операции клиента, перед ее совершением. Посчитав операцию сомнительной банк может отказаться ее проводить и ограничить ДБО, заблокировать бизнес-карты.

Банк имеет право запросить документы по сомнительной операции и установить срок для их получения. Банк может пригласить клиента в отделение для устного объяснения сомнительной операции, приехать на место ведения бизнеса или назначить видео встречу через интернет для беседы.

Не получив запрошенные документы или не все, банк отказывается проводить операцию и сообщает о данном факте в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), который ведет единую базу данных о случаях отказа физлицам и юрлицам, предположительно нарушающих закон о ПОД/ФТ. Этот список отказников часто называют черным списком, Банк России рассылает его по всем банкам и финансовым организациям.

Если в течение года банк дважды отказал в проведении платежа, то он имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета.

Часто бывает такая ситуация, что банк посчитал операцию сомнительной и настаивает на закрытии счета, иногда без запроса документов. Клиенту важно не просто закрыть счет, обвинив банк в предвзятости, а разобраться в ситуации. Просто уйти и открыть счет в другом банке недостаточно, ведь новый банк увидит, что компания в черном списке и будет еще более тщательно проверять все ее операции, либо вовсе откажется открывать расчетный счет. Из черного списка исключить компанию, может только тот банк, который ее туда отправил.

Что же делать, если банк посчитал операцию сомнительной? Постараться доказать экономическую обоснованность операции и реабилитировать себя.

Банк заблокировал расчетный счет по 115-ФЗ

В обиходе принято называть блокировкой счета ограничение дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Если перестал работать интернет-банк или мобильный банк, то нужно обратиться в банк и выяснить, с чем это связано. Операции могут быть приостановлены по решению налоговой.

Если банк подтвердит, что это он ограничил дистанционное обслуживание счета, то придется платеж проводить бумажной платежкой.

Банк отказался проводить платеж

Банк может посчитать операцию сомнительной и отказаться ее проводить, в том числе на бумажном платежном поручении. И сразу, не запрашивая документы, передать информацию в Росфинмониторинг.

Банк должен сообщить клиенту о данном факте и причинах отказа в течение 5 дней.

Нужно написать в банк заявление об отсутствии оснований для отказа и приложить документы, подтверждающие экономический смысл операций. Банк может запросить дополнительный перечень документов.

Если банк пересмотрит свое решение, он удалит организацию из черного списка и проведет операцию. Если банк оставит без изменения свое решение, необходимо дождаться ответа банка, на это ему отводится 7 рабочих дней со дня, когда банк получил от клиента документы.

Межведомственная комиссия

Чтобы реабилитировать себя необходимо отправить заявление в межведомственную комиссию (МК) при Банке России. Оно подается в произвольном виде, вместе с подтверждающими документами, которые предоставлялись банку и ответом банка. Требования к заявлению, направляемому в межведомственную комиссию, указаны в Указании ЦБ РФ от 30.03.2018 № 4760-У.

 Если банк ограничил доступ к ДБО, а бумажными платежками можно пользоваться, то Межведомственная комиссия не будет рассматривать заявление.

Заявление можно отправить:

  • по почте на адрес: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12;
  • электронно через интернет-приемную на сайте Банка России.

Решение МК

В течение 20 рабочих дней со дня обращения межведомственная комиссия должна принять решение по заявлению и не позднее 3-х рабочих дней сообщить о нем заявителю и банку.

Если решение положительное, то банк в течение 1 дня обязан уведомить Росфинмониторинг и удалить из черного списка клиента. Банк обязан исполнить операцию, которая вызвала у него подозрение.

Если решение комиссии отрицательное, то повторно подавать заявление в МК нельзя. Придется обращаться в суд, чтобы обжаловать действия банка.

Посмотреть образцы заявлений в банк и межведомственную комиссию можно в Методических рекомендациях Банка России ( в самом конце рекомендаций). Для того, чтобы минимизировать риски отказа проведения операции/расторжения договора с банком надо стараться выполнять рекомендации Центробанка.

Оцените статью:
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий