Финансовый омбудсмен: защитник граждан при спорах с банком 

Финансовый омбудсмен — это человек, который защищает интересы простых граждан в их борьбе с финансовыми учреждениями за свои права, без привлечения судебных органов. Появление подобного института обусловлено тем, что у банков ресурсов намного больше, чем у среднестатистического человека, и соответственно у него значительно выше шансы решить конфликт в свою пользу, даже если он и не прав.

финансовый омбудсмен
Павел Медведев

Финансовый омбудсмен

Нередко заемщики даже не знают куда пойти, чтобы отстоять свои интересы и в результате становятся жертвами мошенников, которые обещают за определенную плату помочь решить вопрос с банком.

Избежать подобных неприятных ситуаций, а также урегулировать конфликтную ситуацию — это как раз и является главной задачей финансового защитника.

Немного истории

Институт финансового омбудсмена появился относительно недавно. Считается, что он возник в 1981 году в Великобритании, когда там впервые в истории появилась должность страхового защитника. Но стремительно развиваться этот институт начал только с 1992 года.

Именно тогда в Германии была введена должность финансового омбудсмена, главной задачей которого было урегулирование споров между гражданами и финансовыми учреждения. Инициатором создания этой профессии выступил Союз немецких банков. И уже очень скоро подобные институты начали появляться в других странах: Франции, Дании, Польша, Швеции, Великобритании.

В России же подобная должность была введена только в сентябре 2010 году, когда Ассоциация российских банков утвердила основные правила и положения общественного примирителя.

Первым человеком, который занял этот пост, стал доктор экономических наук Павел Алексеевич Медведев. Выбор Ассоциации в пользу последнего был сделан обосновано, полагаясь на его большой опыт работы в банковской сфере.

Павел Медведев принимал активное участие в разработке законопроектов призванных укрепить финансовую систему государства, в том числе законов о банкротстве, гарантировании вкладов, а также был соавтором таких основополагающих нормативных актов, как ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О Центробанке РФ».

К выполнению своих задач Павел Алексеевич приступил с 1 октября 2010 года. И кстати, несмотря на свой солидный возраст, он и сегодня продолжает занимать свою должность.

В августе 2017 года Сбербанк ввел новое подразделение — Службу Омбудсмена. Омбудсмен в Сбербанке должен стремиться урегулировать спор и конфликты между клиентом и банком в досудебном порядке.

Кто может быть финансовым примирителем

В соответствии с законом занять должность защитника граждан может физическое лицо, которое отвечает следующим критериям:

  •  имеет гражданство Российской Федерации;
  • с высшим образованием;
  • за последние 3 года не являлся простым работником, а также не занимал высокие должности в финансовых организациях;
  • обладает высокой общественной репутацией;
  • не привлекался к уголовной ответственности и не имеет судимостей.

Эта должность является избирательной. Каждые 5 лет Ассоциация российских банков рассматривает вопрос о назначении нового защитника.

Обязанности защитника по финансовым вопросам

Финансовый омбудсмен нужен для решения следующих проблем:

  • с платежной карточки пропали деньги, и банк не признает своей ошибки;
  • при списании банком комиссии за обслуживание кредитного счета;
  • при требовании кредитора досрочно погасить кредит без видимых причин (условия договора не были нарушены);
  • при необходимости реструктуризировать долг, когда банк отказывается идти на встречу;
  • в случае неправильного расчета и списания процентов по кредиту;
  • незаконных и неправомерных действий коллекторских служб;
  •  при возникновении любых других конфликтных ситуаций связанных с финансовыми учреждениями.

Стоит отметить, что примиритель может рассматривать проблемные финансовые вопросы, если они соответствуют следующим критериям:

  • инициатором обращения должно быть только физическое лицо;
  • сумма спора не может превышать 300 тысяч рублей;
  • спор должен быть связан с выполнением условий банковских договоров, но при этом никак не касаться предпринимательской деятельности.

Стоит учесть, что защитник не принимает заявление, если по нему уже было принято судебное решение. И кстати на период рассмотрения спора стороны не имеют права обращаться в суд.

Принцип работы финансового защитника

Столкнувшись с одной из вышеуказанных проблем и не найдя поддержки у кредитора физическое лицо с целью справедливого решения вопроса может обратиться к финансовому омбудсмену или в его секретариат.

Однако сначала клиенту необходимо попытаться самостоятельно договориться с банком. С этой целью он должен написать жалобу на финансовое учреждение и в течение 30 дней подождать ее рассмотрения.

Если за это время физическое лицо не получит ответ или же он будет не удовлетворительным, тогда уже можно писать заявление на имя финансового омбудсмена.

Общественный примиритель принимается за работу только при наличии письменного заявления, устные просьбы и прошения он не выполняет. Кроме заявления физические лица должны подать:

  • декларацию;
  • согласие финансового учреждения;
  • документы, подтверждающие нарушение прав физического лица (кредитные, страховые договора, квитанции об уплате комиссии, выписки со счета и т.п.);
  • жалобу на финансовое учреждение.

Все документы стоит направлять в двух экземплярах, один для защитника, а второй для банка.
Стоит отметить, что омбудсмен рассматривает письменные декларации, подписанные финансовым учреждением, но только при условии, что подобные действия предусмотрены кредитным или другим договором.

Заявления рассматриваются при условии, что они были поданы в течение 3 дней с того момента, когда гражданин узнал или обязан был узнать о нарушении своих прав.

Примиритель стремится решать конфликтные ситуации в самые короткие сроки, но при этом есть установленные временные рамки на рассмотрение спора между сторонами, которые находятся в:

• Москве и Московском округе – не менее 1 месяца;
• других регионах РФ – не менее 3 месяцев;
• за пределами России – не менее полугода.

Не все банки принимают решения финансового омбудсмена к исполнению, а только те кто подписал соответствующую декларацию участника, остальные же финансовые учреждения будут только получать рекомендации об урегулировании конфликтной ситуации. Однако выполнять ее или действовать на свое усмотрение уже зависит от решения их руководства.

Контакты общественного защитника

Финансовый омбудсмен находиться по адресу: г.Москва, Скатертный пер., д.20, стр.1.

Еще связаться с ним можно:

  • по телефону: +7 (495) 957-81-81;
  • отправив письмо на электронную почту: [email protected], [email protected];
  • или же на адрес секретариата: 107016, г.Москва, ул. Неглинная, д.12;

Также можно самостоятельно занести письмо по адресу г. Москва, Сандуновский пер., дом 3/1, на конверте необходимо написать «Финансовому омбудсмену».

В первую очередь принимаются в работу заявления, присланные по электронной почте или поданные в секретариат.

Стоит отметить, что представительства банковского примирителя есть в других субъектах федерации.

Финансовый защитник

Финансовый омбудсмен необходимая должность на теперешнее время, когда активно рекламируется доступность кредитов, а физические лица не всегда понимают, за что списывается комиссия, и как насчитываются проценты.

Нередко банки и микрофинансовые организации пользуются отсутствием финансовой грамотности у людей и подсовывают им невыгодные договора, которые выполнить очень сложно.

Также часто клиенты становятся жертвами технических ошибок, низкой компетенции или осознанных действий сотрудников финансового учреждения, в результате которых со счетов списываются деньги или насчитываются больше процентов и комиссий, чем обусловлено в договоре.

Защищать людей от подобных действий банков и МФО — вот главная задача общественного защитника. К нему также стоит обращаться, когда с финансовым учреждением не получается договориться о реструктуризации задолженности, а обслуживать долг своевременно уже заемщик не может.

Финансовый омбудсмен не берет плату с физических лиц, что обусловливает большой поток заявлений от людей с просьбами урегулировать проблемную ситуацию. Так за август 2017 года им было решено 104 спора. А это еще раз подтверждает важность и необходимость этой должности на сегодняшний день.

Оцените статью:
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий